Главная / Главная / Выставка из фондов Щекинского художественно-краеведческого музея «Поэзия народного костюма»
Выставка из фондов Щекинского художественно-краеведческого музея «Поэзия народного костюма»
20 мая 2014
21 мая – 15 июля 2014 г.
Открытие выставки состоится 21 мая в 14.00
Друзья! Приглашаем Вас на выставку русских народных костюмов разных уездов Тульской и соседних губерний. На выставке будут представлены виды русской женской одежды, которая отличалась от мужской многообразием форм и декора, а так же в каждой местности имела свои особенности. Это клетчатые поневы, сарафаны с набивным узором, юбки, навершники, поддевки, рубахи, завески и головные уборы, расшитые бусинами, пуговицами и блестящими нитями.
Велико и разнообразно культурное наследие русского народа. Веками складывалось оно, и вкладывали русские люди в него не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести. Время не щадило человека и его творения, то, что дошло до нас, открывает нам неповторимый лик русского народа-творца. Но как бы ни тяжела была жизнь крестьянки, ее искусство создания женского наряда поражает светлым, жизнеутверждающим содержанием, неповторимым чувством красоты. В русской женской одежде вплоть до 19 века четко выделялись такие типы: комплекс с поневой (южнорусский), комплекс с сарафаном (северорусский). Южнорусский комплекс одежды более древний. Он был характерен для Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской, Калужской и Тульской губерний
Коллекции народного костюма в Щекинском музее уже тридцать лет. Собиралась она по крупицам. Местные жители и жители окрестных деревень приносили в дар музею одежду своих бабушек и прабабушек, которая в давние времена передавалась как приданое от матери к дочери и та, в свою очередь, берегла накопленные наряды следующему поколению. Всем предметам коллекции одежды более ста лет. Каждый костюм выполнялся вручную. Женщина сама ткала полотно, сама шила костюм, украшала его, старалась сделать его красивее, наряднее. Поэтому двух абсолютно одинаковых костюмов не было. Каждый имел свою особенность. Для изготовления одежды применялись домотканые холст и сукно. Холст вырабатывался из волокон льна, конопли. Качество его зависело от обработки волокна. Тонкий, хорошо выбеленный холст использовался для праздничной одежды, грубый - шел на повседневную. Сукно (шерстяные и полушерстяные ткани) шло на верхнюю одежду. Из окрашенной пряжи с орнаментом из клеток и полосок шили юбки и поневы. По подолу их украшали разноцветными полосками ткани с золотистыми нитями, кружевом. На выставке представлены поневы из деревень Крапивенского уезда: Богородицкие дворики, Тросна, Телятинки. Рубахи, кофты и сарафаны украшали вышивкой по подолу, рукавам, вороту и плечевым вставкам. Они поступили в музей из деревень Крапивенского, Ефремовского, Одоевского, Богородицкого и Белевского уездов. Одной из важнейших составляющих частей народного костюма является головной убор. Женский – полностью закрывающий голову, девичий – с открытой теменной частью головы. Девичьи головные уборы были простыми по форме. Это полоска ткани с золотистой вышивкой, украшенной бисером, вставками стекла или фольги. Женские головные уборы назывались кокошниками. В украшении использовался белый бисер, фольга, стекло, перламутр и речной жемчуг. Во второй половине 19 века традиционные головные уборы постепенно сменились набивными платками и шалями, которые были фабричного производства. Они делились на праздничные и повседневные. Изготавливались из шелка и шерсти, кайма с бахромой и кистями. На выставке платки из Орла и из деревень Крапивенского уезда. Любой крестьянский костюм дополнялся обувью. Самым распространенным ее видом были лапти. Их плели из лыка и бересты. Лапти использовались во все времена года. Для тепла и прочности подошва проплеталась конопляной веревкой. Лапти были самой дешевой обувью. Их плели и взрослые и дети, по несколько пар в день. В зимнее время носили валяную обувь – валенки, катанки. Женщины вязали толстые, шерстяные и нитяные чулки, однотонные, полосатые или узорные. Девушки навыданье, как правило, надевали одновременно несколько пар таких чулок, так как полнота, дородность являлись в народе основным мерилом крестьянской красоты. Чем толще невеста, тем работящей.