Главная / Главная / Выставка «Пропаганда. Плакаты Великой Отечественной войны»
Выставка «Пропаганда. Плакаты Великой Отечественной войны»
27 декабря 2018
Открытие выставки «Пропаганда. Плакаты Великой Отечественной войны» приурочено к подписанию Декларации Объединённых Наций 1 января 1942 года.
Выставка посвящена советскому плакату времен Великой Отечественной войны как мощному средству массовой пропаганды и агитации, оказавшему сильнейшее влияние на формирование мировосприятия людей в эти годы.
На выставке представлена подборка советских плакатов времен Великой Отечественной войны (тираж продублирован издательством «Плакат»), фронтовые письма крапивенцев, документы и предметы военных лет.
В советское время плакаты были одним из самых распространенных средств массовой агитации. Плакаты времен СССР касались разных сторон жизни и затрагивали практически всё, что происходило в обществе. Однако, самыми яркими, глубокими, трогательными и трагическими являются плакаты времен Великой Отечественной войны.
Во время Второй мировой войны необходимость мобилизовать вооружённые силы и население, а также воздействовать на вражескую армию и население занятых вражеских территорий обернулась расцветом в воюющих странах различных пропагандистских технологий, которые стали неотъемлемой частью самой войны. В ход шли не только плакаты и листовки, но и звукозаписи, радиопрограммы, прямые пропагандистские аудиотрансляции на вражеские окопы, создание коллаборационистских организаций.
Пропаганда была оборотной стороной силового воздействия воюющего государства, занятого одновременно вооружённым противоборством на фронте и обеспечением эффективной работы тыла. С началом войны жители втянутых в неё стран столкнулись с опасностью потери здоровья и жизни, резким снижением уровня потребления, разрушением привычной социальной среды. Пропагандистская работа была призвана снизить уровень социального стресса, способствовать повышению боевого духа в армии и производительности труда в тылу.
Советские плакаты времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов призывали всех людей необъятной страны выступить против фашизма. В самых ярких и наглядных образах они показывали весь ужас войны и всю бесчеловечность фашизма, который решил покорить себе весь мир. Плакаты во время войны были одним из массовых средств агитации, действуя наравне с газетами и радио. Многие из этих плакатов стали настолько известными, что используются даже сегодня и считаются настоящими шедеврами искусства плакатного дела. Они могут тронуть сердце, пробудить особые чувства даже сейчас, когда прошло много десятилетий после той ужасной войны, которая унесла жизни миллионов солдат и мирных жителей.
Созданием агитационных плакатов занимались талантливые художники, имена которых остались в истории изобразительного искусства. Самыми известными художниками этого жанра были Дмитрий Моор, Виктор Дени, Михаил Черемных, Ираклий Тоидзе, Алексей Кокорекин, Виктор Иванов, Виктор Корецкий, группа художников «Кукрыниксы», группа художников «Окна ТАСС» и другие.
Крупнейшими центрами массового издания плакатов в 1941-1945 годах были Московское и Ленинградское отделение государственного издательства «ИСКУССТВО». В больших городах Сибири, Дальнего Востока, Поволжья, Средней Азии, Закавказья плакаты издавались политическими органами и редакциями местных газет.
Без сомнения, искусство агитационного плаката внесло свою лепту в формирование мировосприятия людей в те годы, ведь недаром пропаганду и агитацию тогда называли третьим фронтом Великой Отечественной войны.
Насколько действенен был плакат как средство агитации, можно проследить по фронтовым письмам – в огромном их количестве присутствует практически дословная цитация плакатных лозунгов.
Прослеживаются два этапа в развитии плаката Великой Отечественной войны. Первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Очень популярны были плакаты М.И. Тоидзе «Родина-мать зовет!» (1941) и В.Г. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942).
С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появились агитационные плакаты, призванные поднять боевой дух армии и производительность труда в тылу, как например, агитплакат: «Всё для фронта! Всё для победы!». Этот лозунг был впервые провозглашен Сталиным во время обращения к народу в июле 1941 года, когда на всем фронте складывалась тяжелая обстановка, а германские войска стремительно продвигались к Москве.
В 1941-1942 гг., когда враг лавинообразно накатывал с запада, захватывая все новые города, сминая оборону, уничтожая миллионы советских солдат, сюжеты плакатов были насыщены атаками и подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с армией.
Один из популярных мотивов – обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев – Александра Невского, Суворова, Кутузова, героев гражданской войны.
С 1942 года, когда враг приблизился к Волге, взял в блокаду Ленинград, дошел до Кавказа, захватил огромные территории с мирными жителями, плакаты стали отражать страдания советских людей, женщин, детей, стариков на оккупированной земле и непреодолимое стремление Советской Армии разгромить фашизм, помочь тем, кто не в силах постоять за себя.
Зачастую, видя эти плакаты, солдат не знал, живы ли его близкие.
В оккупированных районах расклеивались полотнища «Окон ТАСС». «Окна ТАСС» - это агитационно-политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС). Выпускаемые с 27 июля 1941 года, они были грозным идеологическим оружием, недаром министр пропаганды Геббельс заочно приговорил к смертной казни всех, кто имел отношений к выпуску: «Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут висеть на фонарных столбах».
В «Окнах ТАСС» сотрудничали М.М. Черемных, Б.Н. Ефимов, Кукрыниксы - союз трех художников, М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова.
Множество плакатов посвящены контрнаступлению под Москвой и Сталинградом, битве на Курской дуге. Художниками были созданы яркие образы героев. Матери, жены и дети героев получили огромное количество похоронок.
На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется настроение и образ плаката, он проникнут оптимизмом и юмором. Л.А. Голованов в плакате «Дойдем до Берлина!» (1944) создает образ героя, близкий Василию Теркину.
Плакаты последних лет войны призывают дойти до логова врага и там его уничтожить, освободить не только свой дом, но и Европу. Героическая народная борьба – основная тема военного плаката этого этапа войны. «Дойдем до Берлина!», «Красной Армии – слава!» - ликуют плакаты. Разгром врага уже близок, время требует от художников жизнеутверждающих работ, приближая встречу освободителей с родными городами, селами, с семьей.
В годы Великой Отечественной войны была создана гибкая система по осуществлению агитационно-пропагандистской работы. Она предполагала углубленное взаимодействие и координацию всех средств агитации, неотъемлемой частью которой являлись и плакаты. Усилия агитационно-пропагандистских структур СССР в это тяжелое время были направлены на формирование политического сознания и стимулирование социальной активности населения. Пропаганда выступала как одно из сильнейших и эффективных средств, используемых властью для достижения консолидации и интеграции общества в борьбе с врагом, что являлось наиболее актуальным в 1941-1945 годах.
Выставка работает со 2 января по 26 февраля 2019 года.