Главная / Музей / Выставки / Образ рукотворный
Образ рукотворный
14 мая 2015
В чем отличие светской вышивки от церковной? Есть ли разница в создании любого изображения и образа? Создавая картины на светскую тематику, мастер получает эстетическое удовольствие от полученного отображения мира. В иконе красота духовная выше красоты внешней. Икона в переводе с греческого — это «образ». Образ, который воплотил Слово. Слова Священного Писания находят свое образное выражение в линиях и красках православной иконы. В иконе все подчинено раскрытию внутреннего смысла, характерна подчеркнутая условность изображения. Создание иконы – это большой труд, и, в первую очередь, труд духовный. Принимая такое важное решение, как создание иконы, человек должен осознать всю ответственность перед работой. Какую бы технику ни выбрал мастер, главное, с какими чувствами и мыслями он будет работать.
У каждой техники – своя история. Иконы создавались нитью и бисером в монастырях, где иконописцы делали на ткани прорисовку иконы, а монахини по ней вышивали. Ежедневная работа начиналась с молебного пения, часто с прибавлением акафиста тому святому, над ликом которого шла работа. Мастериц кропили святой водой, и только после этого они приступали к работе. В процессе работы непрестанно читались Псалтырь, жития и поучения святых. Вся работа над изготовлением иконы сопровождалась молитвой. Монахиня, прокалывая ткань иглой с лицевой стороны, произносила: «Господи!» — а выкалывая с изнаночной: «Помилуй!» По окончании работ совершался благодарственный молебен.
Традиция изготовления резных икон пришла на Русь в XI веке вместе с православием из Византии, где подобные изображения датируются еще первыми веками христианства. На новом месте традиция не только прижилась, но и получила развитие. Способствовала распространению церковной резьбы также дороговизна и редкость настоящих писаных икон, малое количество местных иконописцев.
Однако были в истории резной иконы и черные дни, когда в ней видели то пережитки языческого прошлого, то влияние «латинянства». Не щадили её ни войны, ни городские пожары, ни восстания. Самый страшный удар по этому виду искусства был нанесен никонианской церковной реформой 1650-1660 годов. Согласно новым правилам, введенным патриархом Никоном, категорически запрещалось изготавливать и держать в домах и церквях объемные иконы и скульптуры (исключение делалось только для крестов и панагий). Именно в это время была уничтожена большая часть русской православной «рези на дереве»: её рубили топорами, жгли в синодальных кострах. Лишь немногое удалось спасти в старообрядческих семьях и тайных молельных домах раскольников.
Однако, не смотря ни на что, хрупкое, такое уязвимое для огня и воды, беззащитное перед человеческим невежеством и предрассудками, искусство выжило и сейчас переживает новый расцвет.
Древнерусской мозаичной живописи, основывающейся на применении главного живописного материала мозаики - цветных смальт - предшествовала высокоразвитая в древней Руси техника стеклоделия, существовавшая не только в центре Киевского государства - в городе Киеве, но и в Чернигове, а также во Владимиро-Суздальском княжестве, Рязанском и, возможно, в Полоцком и Смоленском княжествах. Достигнутый киевскими мастерами исключительно высокий уровень технического и художественного мастерства в области мозаичного дела был настолько высок, что не только превосходил во многих отношениях тот уровень, которого к этому времени достигли эти виды мастерства в Западной Европе, но и служил им образцом для дальнейшего совершенствования в этой области. И недаром Теофил в своем трактате замечает о необходимости западноевропейским мастерам «изучать» записанные им способы производства эмалей, «что… открыла Руссия».